1. Должностная Инструкция педагогического работника МДОУ - "Детский сад Березка" п. Красноармейский Романовского района Саратовской области по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов, а также оказания им помощи в сопровождении к месту получения услуг (общедоступного дошкольного образования)

2. Об утверждении Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Саратовской области на 2016-2030 годы" (с изменениями на 29 декабря 2017 года)

3. ДОРОЖНАЯ КАРТА по повышению значений показателей доступности для инвалидов в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - «Детский сад Березка» п. Красноармейский Романовского района Саратовской области. (в редакции на 01.01.2018г)

4. Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и предоставляемых услуг муниципального дошкольного образовательного учреждения - « Детский сад Березка» п. Красноармейский Романовского района Саратовской области

5. Инструкция по обслуживанию инвалидов и других маломобильных граждан при посещении МДОУ - "Детский сад Березка" п. Красноармейский Романовского района Саратовской области.

6. Приказ о назначении ответственных по работе с инвалидами

7. ПРИКАЗ о создании комиссии по обследованию и паспортизации доступности для инвалидов образовательного учреждения и предоставляемых в нем услуг

8. ПРИКАЗ От 26.01.2018 № 11 - 1 «О утверждении плана мероприятий «Дорожной карты» и Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования»

9. Приказ об утверждении инструкции педагогического работника по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов

 

 

 

 

 

ДОСТУПНАЯ СРЕДА
 

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин
 

На данный момент дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ -              « Детский сад Березка" - отсутствуют.  

Предоставление услуг на объекте МДОУ -  "Детский сад Березка"
  Автостоянка(места)для инвалидов-  отсутствует.
·         Пандус – имеется.
·         Адаптированные лифты- отсутствуют.
·         Раздвижные двери – отсутствуют.
·         Кнопка вызова персонала – имеется.
·         Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
·         Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
·         Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
·         Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
·         Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
       
   Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования - отсутствуют.


Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:

о специально оборудованных учебных кабинетах -  отсутствуют;

об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют;

о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- отсутствует;

об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; - отсутствуют;

о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья- отсутствуют;

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации – имеется (пандус, кнопка вызова);

о специальных условиях питания - отсутствует;

о специальных условиях охраны здоровья - отсутствуют;

о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – имеется (версия для слабовидящих);

об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - отсутствуют;

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; - отсутствуют;

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат - отсутствуют;

о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.


Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
·         Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
·         Инвалиды с нарушением зрения и слуха
·         Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
·         Временно нетрудоспособные
·         Беременные женщины
·         Люди с детскими колясками
·         Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
                                                                                                     
         В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее

время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
 

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

 Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

 Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
·         закономерности психического развития,
·         показатели здоровья дошкольников,
·         психолого-физиологические особенности,
·         уровень общего развития,
·         коммуникативные особенности и речевое развитие,
·         эмоциональное благополучие.

 


В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1.     Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2.     Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3.     Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4.     Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5.     Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6.     Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7.     Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида):
·         дошкольное воспитание;
·         внешкольное воспитание и образование;
·         среднее общее образование;
·         среднее профессиональное образование;
·         высшее профессиональное образование.

Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ, осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений.